Как выйти на российский рынок, как построить эффективную команду с учетом локальной специфики, как стать проводником инноваций для клиентов и создать добавочную стоимость региональных офисов – обсудили топ-менеджеры крупных корпораций
Встреча на тему развития международного бизнеса в России была организована компанией 3М в Петербурге совместно с Высшей Школой Менеджмента СПбГУ. На мероприятии в Клиентском центре «3М Россия» присутствовали слушатели программы МВА Венского Университета Экономики и Бизнеса – руководители международных компаний из Европы, США, стран СНГ и Южной Азии.
Выход на новый рынок всегда сопряжен с рисками, поэтому опыт 3М как компании, которая уже реализовала успешную бизнес-модель в России, стал основой для дискуссии. Экспертами было отмечено, что Россия, как и другие страны группы БРИК, отличается неравномерным проникновением технологий, а также – значительным этнокультурным разнообразием.
«Культурные различия могут стать одним из факторов риска, если не принимать их в расчет при запуске проекта регионализации. В такой стране, как Россия, где каждый регион имеет свою специфику, необходимы региональные центры. Быть ближе к потребителям, понимать и выявлять их потребности – одна из наших основных задач. Она решалась, в том числе, и через создание региональных клиентских центров, которые могут действовать как бизнес подразделения, создающие дополнительные ценности для клиентов и корпорации, - рассказал Петр Коротков, директор филиала «3М Россия» по СЗФО. – Наша компания сфокусирована на продуктах и решениях, изменяющих жизнь людей к лучшему, повышающих степень комфорта и безопасности. Эти решения также позволяют государству решать социальные задачи, предприятиям – повышать эффективность и усиливать конкурентные преимущества. Такая продуктовая стратегия позволила нам успешно развивать бизнес в России. Сегодня у компании три региональных центра – в Москве, Петербурге и Екатеринбурге, - производственный комплекс в Волоколамске, строящийся завод в ОЭЗ «Алабуга» и научно-исследовательская лаборатория в Москве. Созданная система позволяет максимально эффективно взаимодействовать с партнерами, с научно-исследовательскими лабораториями клиентов и поставщиками».
На встрече отмечалось, что культурные особенности страны также должны отражаться на системе управления персоналом: создавая команду, необходимо выбирать людей – носителей местной культуры, которые разделяют ценности компании. Хорошим решением является создание таких процессов, которые несут в своей основе глобальные правила корпорации, но и учитывают местные особенности. В компании 3М действует гибкая система контроля эффективности сотрудников, которая позволяет людям быть более самостоятельными в достижении целей.
Другой важный вопрос, который озвучили представители международного бизнеса – возможность развития инноваций в России. Эксперты компании 3M рассказали, что во многом развитию и реализации инноваций также способствуют клиентские центры, как «виртуальное окно» к глобальным технологическим знаниям компании. В них проходят презентации и обучающие программы, благодаря которым у клиентов и партнеров формируется доверие к инновационным продуктам.
Разработкой инноваций с учетом потребностей российского рынка занимается локальная научно-исследовательская лаборатория. У компании 3М уже есть несколько зарегистрированных в России патентов. Зачастую в основе новых идей лежит запрос клиентов на решение тех или иных производственных задач.
«Понимание локальной специфики - необходимая часть стратегии компании на новом рынке. Пример компании 3М в России доказывает, что в России есть реальная потребность в инновационных разработках, которые могли бы решать локальные задачи. Присутствие в России компании – лидера в области инноваций – выгодно для обеих сторон. Клиенты получают высокотехнологичные продукты, а компания обогащает культуру управления и создает новые возможности для развития человеческих ресурсов. Вместе с тем, возникает дополнительный потенциал для научных разработок за счет подключения партнеров и привлечения талантливых кадров – носителей местной культуры», - поделился Арнольд Шух, директор Экспертно-консультационного центра по Центральной и Восточной Европе Венского университета экономики и бизнеса.