Студенческая команда опорного Тольяттинского государственного университета Togliatti Racing Team (TRT) подтвердила статус лучшей в России, одержав победу второй год подряд в международном инженерно-спортивном соревновании «Formula Student Russia 2019». В технобаттле, проходившем на территории подмосковного аэродрома Быково, 12 команд из российских вузов презентовали жюри свои инженерные решения, обосновывали их экономическую и техническую эффективность, а затем испытывали машины на трассе. Тольяттинцам с болидом «Black Scorpion G2» удалось занять призовые места в каждой дисциплине и взять чемпионский кубок в общем зачёте.
Уровень судейства был чрезвычайно высок: на «Formula Student Russia 2019» специально были приглашены авторитетные иностранные судьи. По правилам, для участия в соревнованиях «Formula Student» (FS) команда студентов должна ежегодно готовить новый болид. Это даёт возможность каждый раз создавать его технически более совершенным, учитывая все те новшества, которые появились в инженерной среде за последнее время.
К созданию нового «Black Scorpion G2» – второго поколения «Чёрного скорпиона» – студенты приступили год назад, сразу после победы команды Togliatti Racing Team в «Formula Student Moscow 2018». Особенностью нового болида стало использование в его конструкции полимеров: ресивер был отпечатан на 3D-принтере с помощью аддитивных технологий. Это позволило увеличить мощность двигателя, что отразилось на скоростных характеристиках болида. Впервые машину готовили по немецкому регламенту – речь идёт о технических особенностях конфигурации, которые наряду с другими факторами помогли пройти техническую инспекцию с минимальным количеством замечаний.
– По итогам соревнования мы оказались на подиуме во всех 9 номинациях, представленных в этом году. И в четырёх из них, в том числе и в общем зачёте, мы заняли первые места, – рассказал руководитель проекта «Формула Студент ТГУ», заведующий кафедрой «Проектирование и эксплуатация автомобилей» Тольяттинского госуниверситета Александр Бобровский. – Порадовало, что в отличие от прошлого года был проведён полноценный этап соревнований, который включал в себя в том числе и защиту статических дисциплин, таких как business presentation, cost and manufacturing report (отчёт по стоимости болида и его производства), design report (защита конструкции болида). Они отражают главную идею «FS» – подготовку специалистов именно инженерного направления. В прошлом году, к сожалению, эта составляющая потерялась, но в 2019-м «статус-кво» соревнований возвращён.
Организаторы «Formula Student Russia» вернулись к прежнему формату проведения соревнования за пределами города, на специально подготовленных трассах. В 2018 году это было фестивальное мероприятие, оно имело ограниченное пространство и проходило в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького. Сейчас же была выбрана площадка бывшего аэродрома Быково в Подмосковье, что позволило в большей степени обеспечить безопасность и сделать трассу более скоростной и протяжённой – количество кругов равнялось 32, а общая длина трассы составила 22 км.
Формулисты отмечают, что погода во время соревнований внесла свои коррективы: порывистый ветер, мокрый снег, ограниченная видимость в условиях повышенной влажности – все эти факторы вынуждали пилота снижать скорость. Ставка команды Togliatti Racing Team делалась на аккуратность прохождения трассы.
– Мы знали, что у нас очень экономичный двигатель и за счёт топливной эффективности мы всё равно наберём нужные нам очки. Это была стратегия нашей команды, позволившая дойти до финиша, несмотря на дождь со снегом и мокрую трассу.
Команда ТГУ Togliatti Racing Team по сумме набранных баллов в общем зачёте заняла первое место. Второе досталось команде Shukhovracingteam Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова (г. Белгород), третье место у команды Fsusurt Уральского государственного университета путей сообщения (г. Екатеринбург).
– Считаю, что в целом у нас получилось очень хорошее выступление – мы попробовали молодой состав. Конечно, сохраняется проблема свободного общения на английском языке, что ограничивает полноценную коммуникацию с судьями в статических дисциплинах, тем не менее мы всё равно в статике оказались на подиуме и очень этому рады, – отметил Александр Бобровский.
Победы команды Togliatti Racing Team – участницы стратегического проекта «Высшая инженерная школа» (команда «Формула Студент ТГУ»):
– Formula Student Moscow 2018 – болид «Black Scorpion» – абсолютный чемпион среди 17 команд из 10 регионов России;
– Formula Student Russia 2019 – болид «Black Scorpion G2» взял чемпионский кубок в общем зачёте;
– Formula Student Italy 2019 – болид «Black Scorpion G2» занял 13-е место, соревнуясь с 43 командами со всего мира;
– 182-е место в рейтинге World Ranking List 2019 (из 600 команд).
Тольятти Самарской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.