Казахстанский производитель макаронных, кондитерских изделий и муки «Султан» экспортирует товар в Россию уже более 15 лет. Во время финансового кризиса 2012 года компания сильно сократила свое присутствие на рынке.
Директор по экспорту компании «Султан» Валентин Вальтер рассказал, что сейчас «Султан» планирует выходить в российские сети с новым брендом макарон, который будет конкурировать не только с российскими, но и итальянскими марками.
- Расскажите, сколько сейчас продукции поставляется на экспорт, а сколько остается на внутреннем рынке?
Сейчас мощность производства компании «Султан» - около 5 тыс тонн в месяц. Из них на экспорт идет около 15% продукции. Раньше эта доля была больше, однако ее пришлось сократить после существенного снижения курса рубля во время кризиса 2012 года. Сейчас мы снова возвращаемся к прежним объемам экспорта.
Сейчас компания поставляет продукцию в 14 стран мира. Среди них Беларусь, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Монголия, Китай. На подписании договоры с сетями в ОАЭ, Азербайджане и Грузии. В Россию поставляем, но в последние годы мы сильно сократили присутствие на рынке, хотя Россия для нас является рынков №1 в СНГ, в ближайшее время мы планируем вернуть прежние позиции.
- Как вы оцениваете конкурентную ситуацию на российском рынке?
В России очень жесткая конкуренция. Здесь работают крупные производители «Макфа», «СИ Групп» (бренд «Шебекинские» макароны), много локальных брендов. Присутствует и демпинг, но мы понимаем, что вполне конкурентоспособны как по цене, так и по качеству в среднеценовом сегменте.
У нас качественная мука и хорошее итальянское оборудование, на таком же делают макароны Barilla, которые занимают премиальную нишу. В ближайшее время мы будем выводить на рынок новую премиальную марку макарон.
- Расскажите подробней о новой марке?
Этот продукт ориентирован только на экспорт. У марки будет итальянские название, с ней мы планируем выходить на зарубежные рынки. Пока не готов рассказывать подробности, скажу только что о новом бренде компании «Султан» будет объявлено в конце 2019 — начале 2020 года.
Когда-то мы работали с торговыми сетями Восточной Европы. В свое время нам пришлось уйти с рынка, но мы планируем, что новая марка поможет нам вернуться и занять прочные позиции как в России, так и в Европе.
- Какие планы по развитию экспорта в Россию?
Как я уже говорил, несколько лет назад мы были хорошо представлены на российском рынке, но за последние несколько лет немного сдали позиции. Сейчас мы поставляем в Новосибирск, Екатеринбург, Казань, Москву, Петропавловск-Камчатский. В этих городах работают наши представители — оптовые компании.
В планах — договоры с партнерами в Санкт-Петербурге, Калининграде и в Кавказских республиках.
Кроме того, мы ведем переговоры с торговыми сетями. В данный момент наше производство проходит аудит X5 Group, который закончится в ноябре. Если все пройдет успешно, то с ноября наша продукция появится на полках «Пятерочек». Также ведем переговоры с сетями «Metro Cash and Carry» и с «Лентой».
- Как вы ищете партнеров в России?
Есть несколько путей. Во-первых, мы работаем на рынке уже около 15 лет, крупные дистрибьюторы нам знакомы. Во-вторых, принимаем активное участие в торгово-экономических миссиях при поддержке торговой палаты Казахстана. Встречаемся с потенциальными покупателями, презентуем продукцию, устраиваем дегустации.
- Есть ли особенности в предпочтениях российских потребителей?
Небольшие различия есть. Российские потребители любят макароны в форме гребешков, в то время как в Казахстане предпочитают более классические формы макарон и спагетти.
Вообще российские потребители очень лояльны к казахстанским продуктам, нас любят в России. Возможно, это идет еще со времен Советского Союза, все знают, что в Казахстане поднимали целину и здесь очень высокое качество зерна. Поэтому нашей продукции доверяют.
- Изменилось ли что-то со вступлением Казахстана с Таможенный союз?
Да, работать стало легче. Упростились процедуры перехода товара через границу, также легко проходит и движение финансов. Сейчас мы отгружаем и уже через 2 — 3 дня покупатель в России получает товар — если речь идет о вагонных поставках или о доставке фурами. Деньги также приходят без дополнительных задержек. Это сильно облегчает работу. На самом деле, если есть крепкие дистрибьюторы, если есть сбыт, то бюрократические вопросы совсем не страшны. Поэтому единственно, на чем мы акцентируем внимание в России — это поиск дистрибьюторов.