Условия самоизоляции ускорили процессы, происходящие в некоммерческом секторе, особенно той его части, которая занимается социальной поддержкой, социальной защитой разных групп, утверждает доцент кафедры социальной работы УрФУ Наталья Смолина. Это такие группы, как дети с расстройством аутистического спектра, люди с ментальной инвалидностью, пожилые, семьи, попавшие в сложную ситуацию. Ученый рассказала о новых трендах в социальных услугах в России и в мире, которые появились в результате распространения Covid-19.
«Во-первых, возросла потребность в социальных работниках, которые занимаются так называемым надомным обслуживанием: покупают продукты, лекарства, оплачивают счета за коммунальные услуги за своих подопечных. Традиционно этим пользовались пожилые люди или люди с инвалидностью, кто не мог самостоятельно сходить в магазин или аптеку в силу возраста или болезни», — полагает Наталья Смолина.
Сейчас же в ситуации самоизоляции оказались все пожилые люди, и нагрузка на социальных работников возросла в разы. Им на помощь приходят волонтеры. Наблюдается всплеск волонтерского движения, возникающий по всей стране, прежде всего, в помощь пожилым.
Помощь не ограничивается покупкой еды, лекарств или вещей первой необходимости. Коронавирус стал триггером для цифрового волонтерства, направленного на коммуникацию с пожилыми, их обучение или досуг. Цифровыми волонтерами, использующими современные онлайн-технологии, становятся и пожилые люди, точнее, наиболее активная часть пожилых, задействованная в разного рода активностях и до ситуации с Covid-19. Возрастные волонтеры в «Зуме» или «Скайпе» проводят обучающие тренинги, психотренинги, разговоры по душам для своих «собратьев по несчастью». Молодые — берут на себя работу, которая требует передвижения по городу.
Во-вторых, в ситуации разного рода ограничений некоммерческие организации не могут проводить привычные мероприятия для населения. По словам Смолиной, ощущается и реальное уменьшение помощи от жертвователей.
«Однако, по нашим оценкам, такая ситуация становится не просто проблемой, а вызовом, способствующим солидаризации внутри самого некоммерческого сектора, поиска новых форм работы с жертвователями, с целевыми группами. Кто-то из НКО запустил цифровые сервисы раньше, чем планировал, кто-то активнее начал работать с волонтерами, кто-то использует это время для обучения, освоения новых технологий, кто-то — для обмена опытом с коллегами и партнерами по НКО-сектору», — перечисляет специалист.