Компания Ресурс Мониторинг рассказывает о будущем коворкинга после окончания пандемии.
Коворкинг в мире.
Первый в привычном нам понимании коворкинг был открыт в 2005 году Брэдом Ньюбергом в Сан-Франциско. За небольшой ежемесячный взнос в нем можно было пользоваться Wi-Fi, заниматься медитацией, совершать совместные поездки на велосипеде и работать.
Сегодня США занимает лидирующие позиции по площади ежегодно открываемых гибких пространств. За 2019 год в Нью-Йорке и Чикаго было введено в эксплуатацию более 1560 и 500 тыс. кв. м коворкингов соответственно.
При этом даже в таких развитых городах, как Нью-Йорк, Лондон или Чикаго доля гибких рабочих пространств не превышает 10% от совокупного предложения офисных помещений, а средняя рентабельность составляет 17%.
Коворкинг в России.Российский рынок коворкинга является одним из наиболее перспективных в мире. При этом развиваться он начал сравнительно недавно – с 2016 года. С этого момента активно появляются сетевые и частные операторы, оптимизируются тарифы и планировка помещений, а также создаются новые форматы коворкингов (медицинские, косметические и прочие).
По итогам 2019 года основную долю российского рынка занимают компании из Москвы и Санкт-Петербурга, на них приходится 39% и 11% соответственно.
Высокие темпы роста зарегистрированы в Самаре, Новосибирске, Екатеринбурге и Краснодаре. И если в регионах конкуренция сравнительно небольшая, то на московском рынке число новых коворкингов неуклонно увеличивается.
О востребованности данного формата аренды свидетельствует рост заполняемости помещений, а также сравнительно низкая доля в общем объеме предложений недвижимости.
Так, в Москве процент заполняемости коворкингов в 2019 году составлял 76%, а доля предложений в общем объеме предложений на рынке офисной недвижимости не превышала 0,4%. Для сравнения: у лидера среди европейский городов – Лондона – доля составляет 5%.
Будущее гибких рабочих пространств.В период пандемии Covid-19 относительно «молодой» рынок коворкинга и гибких офисных пространств подвергся серьезному испытанию. Практически по всему миру коворкинги пустуют уже несколько месяцев, а дата их открытия неизвестна.
Данные опросов среди операторов коворкинга по всему миру показывают, что пандемия чрезвычайно сильно повлияла почти на половину опрошенных.
Среди главных причин снижения спроса операторы выделяют: страх клиентов заразиться в общественном месте и их неуверенность в экономической стабильности отрасли, в которой они работают.
Несмотря на значительное негативное влияние, именно распространение коронавирусной инфекции может стать для коворкингов драйвером роста.
Появится больше работников на «удаленке».
Во всем мире компании пересматривают свое отношение к удаленной работе и переводят своих сотрудников на дом. Например, компания Twitter навсегда разрешила всем своим сотрудникам работать удаленно.
Как следствие подобных действий, должен повыситься спрос на гибкие рабочие пространства, которые позволяют работать в более организованной среде.
Работа из дома – выход не для всех.
В результате вынужденного перехода на удаленную работу некоторые люди осознали, что работа из дома – не всегда благо. Все люди разные, и многие не способны самостоятельно настроиться на рабочий лад из-за отвлекающих факторов (забота о детях, дела по дому, отсутствие специфического оборудования и др.). Таким людям может подойти коворкинг с рабочей атмосферой и всем необходимым оборудованием.
Социальные связи – важный аспект в работе.
Кроме указанных выше «традиционных» для удаленной работы негативных аспектов работники могут столкнуться с проблемой нехватки социальных связей. За время самоизоляции у людей в значительной степени снизилось число как личных, так и деловых контактов. Коворкинг же позволяет своим клиентам взаимодействовать друг с другом: делиться идеями, объединяться для совместных проектов, находить клиентов и заказчиков.
Что в итоге?Коворкинг – перспективное направление, которое начало развиваться сравнительно недавно. Хотя этот рынок подвержен влиянию пандемии больше многих других отраслей экономики, его гибкость позволит игрокам быстро восстановиться от полученного ущерба.
Для укрепления своих конкурентных позиций операторам коворкингов придется заново выстраивать процесс взаимодействия с клиентом и разрабатывать новые подходы к ведению бизнеса, а возрастающий спрос со стороны новых индивидуальных клиентов и компаний, которые решат перевести своих сотрудников на другой формат работы, послужит драйвером для стремительного развития рынка.