В восьмой раз праздник труда, земледелия, песни и спорта, имеющий глубокий смысл, объединил не только коренное население республики, но и чувашей со всей России и даже Эстонской Республики. Участники праздника онлайн приобщатся к чувашскому национальному искусству, музыке, родному языку. Украшением этого года стали онлайн-музыкальные видеопоздравления 38 коллективов из 15 регионов России, (а это порядка 200 человек), и одного - из ближнего зарубежья.
Символ гостеприимства, радушия и доброжелательности чувашского народа - музыкальные видеопоздравления коллективов участников праздника. Среди них: народные, эстрадно-фольклорные коллективы областных, городских, сельских домов культуры и национально-культурных объединений российских регионов.
Участники из Эстонской Республики, Республик Башкортостан, Татарстан, Чувашской Республики, Красноярского края, Иркутской, Ленинградской, Мурманской, Нижегородской, Самарской, Ульяновской, Тюменской, областей; городов Нижнего Новгорода, Самары, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Сургута, Уфы, Алатырского, Канашского, Мариинско-посадского, Шемуршинского, Урмарского районов представили яркие и самобытные видеопоздравления, записанные и в живописных местах малой родины.
Акатуй онлайн напомнит всем нам о любви к родной земле, семейному очагу и уважении обычаев.
Приглашаем жителей республики сделать репосты видеопоздравлений и активно делиться ими с родными, близкими, друзьями, размещать на страницах соцсетей.
В ежегодном национальном чувашском празднике Акату́й (чуваш. «праздник плуга»), посвященном земледелию, можно ознакомиться с обрядами и торжественными ритуалами. В старом чувашском быту Акатуй начинался перед выходом на весенние полевые работы и завершался после окончания сева яровых. В молитвах чуваши испрашивали у всевышнего Турă (главного бога) обильного урожая, прибыли скота, богатства и здоровья членам семьи, всем родственникам, соседям и знакомым. Начинался пир горой. Обильное угощение должно было способствовать такому же обильному урожаю хлебов. В поле начинались песни, пляски, веселье. Все верили в силу обряда, думали, что таким образом можно повлиять на будущий урожай.
По окончании всего цикла весенних земледельческих работ проводилась торжественная часть праздника акатуй. В этнографической литературе термин «акатуй» часто объясняется как «свадьба плуга», но это не совсем верно. Гораздо правильнее будет перевести «акатуй» как «праздник земледелия». Весь ход праздника показывает, что он посвящён завершению весенних полевых работ.
Самым популярным видом соревнования на акатуе является борьба на поясах. В качестве пояса используется полотенце. Каждый борец держит полотенце в руках, охватывая им талию противника. Борьбу также начинали мальчики, постепенно очередь доходила до взрослых. Оставшийся непобежденным борец получал титул богатыря (паттăр). Его обычно награждали бараном.
Одним из центральных моментов на состязаниях праздника акатуй были конные скачки на три, пять, иногда и до восьми верст. Победителям скачек дарили вышитые полотенца, призы обычно привязывали к шеям лошадей.
Праздник акатуй украшали разнообразные шуточные соревнования типа «бега в мешке», «бега на трех ногах», «разбивания горшка», «молодушки с коромыслом» и т. п. Силу и ловкость показывали в таких играх, как бой с мешками на бревне, поднятие гирь, различного рода перетягивания и т. д.
После состязаний молодежь разбивалась на несколько возрастных групп, и каждая из них затевала свои игры. Парни и девушки устраивали пляски, пели песни. Веселье продолжалось до позднего вечера.
Канаш Республики Чувашия является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.