Студенты Уральского федерального университета (Екатеринбург, входит в СоюзМаш России) смогут получить гораздо больше свободы и возможностей в процессе обучения в зависимости от индивидуальных способностей и карьерных устремлений. Этому будет способствовать активное внедрение в вузе индивидуальных образовательных траекторий — собственных маршрутов студентов, которые формируются каждый семестр при выборе уровней сложности и технологии обучения, дисциплин по выбору учащихся. Студенты смогут получить то образование, которое они сами для себя видят.
Данный формат обучения запущен в вузе в 2019 году на 9 образовательных программах института радиоэлектроники и информационных технологий — РТФ. В 2020-м он будет доступен для первокурсников 18 образовательных программ ИРИТ-РТФ и института новых материалов и технологий УрФУ. Поступив на эти образовательные программы, студенты смогут играть новую роль в образовательном процессе: активную и ответственную.
«Зачем нужна такая глубокая индивидуализация? Причин множество. Посмотрите, насколько быстро меняется мир. Под воздействием сквозных информационных технологий скорость изменений в индустрии и жизни стала такой высокой, что новые профессии возникают, входят в нашу жизнь достаточно быстро и широко и затем трансформируются или исчезают. Поступив на одну образовательную программу, можно вскоре обнаружить, что она уже не столь для вас привлекательна, и в мире профессий возникает спрос на другие компетенции, значит, надо менять траекторию. Это еще дает возможность сделать отложенный выбор профессии, не все поступающие в университет уверенно и осознанно выбирали программу», — говорит директор ИРИТ-РТФ УрФУ Илья Обабков.
По его словам, другой важный момент — увеличение числа студентов на некоторых направлениях в несколько раз, для соответствия их ожиданиям хотят расширить выбор и показать возможности индивидуальных траекторий.
«Индивидуальные образовательные траектории для инженерных образовательных программ УрФУ сейчас сформировались в четкое понимание, — подчеркивает Илья Обабков. — Это уровневые курсы в обязательной базовой части образовательной программы, свободный выбор непрофессиональных дисциплин (элективы), выбор профессиональных дисциплин — в институтах УрФУ, университетах-партнерах или различных образовательных платформах. Выбор курсов студентом при этом определяется или рекомендуется сквозным проектным обучением с первого курса в зависимости от темы, партнеров и роли в проектах».
Илья Обабков также отмечает, что подобная система мотивирует не только учащихся, но и преподавателей — они заинтересованы в продвижении своих курсов, повышении качества, чтобы работать с лучшими студентами на востребованных и привлекательных дисциплинах. Университет планирует и дальше развиваться в этом направлении, а это значит, что с каждым годом количество студентов, самостоятельно сформировавших свой индивидуальный образовательный путь, будет увеличиваться в геометрической прогрессии.