С уходом с нашего рынка зарубежных прокатных компаний перед российской киноиндустрией встала задача поиска своих сюжетов и своих героев. Сегодня российский кинематограф все чаще обращается к произведениям советской литературы. Но вот вопрос: есть ли достойные этой литературы современные сценаристы, режиссёры, актёры, которые в состоянии воплотить идеи великих произведений с учетом реалий сегодняшнего дня.
Готовится к выходу в прокат экранизация классического рассказа Аркадия Гайдара “Чук и Гек: Большое приключение”. Премьера состоится 22 декабря 2022 года. Режиссер фильма Александр Котт, в главных ролях снялись Юлия Снегирь и Владимир Вдовиченков, сыгравшие родителей Чука и Гека. А ребят сыграли Андрей Андреев (главная роль в фильме “Солдатик”) и Юрий Степанов (младший), сыгравший роль в знаменитой уже саге “Отчим”.
За все время существования советского и российского кино по произведениям Аркадия Гайдара снято почти 30 кинолент. Последняя экранизация - телевизионный фильм “Лето на память” 1987 года.
Сам по себе это удивительный факт. Никогда еще со времен распада СССР наша киноиндустрия не обращалась к произведениям ранних советских авторов. Исключение составляет лишь эпопея “Тихий Дон”, блестяще воплощенная командой режиссера Сергея Урсуляка. И премьера по книге Гайдара - повод поговорить не только о забытой советской литературе, но и о современном российском кино.
Видимо, еще рано говорить о системном возвращении интереса кинематографистов к наследию советской эпохи и тематике сюжетов, рассказывающих о жизни простых советских людей без примеси политической конъюнктуры или военной патриотики. Но чтобы рассказать простую историю обычного человека - без компьютерной графики, закрученного детективного или шпионского сюжета и ярких костюмных сцен на десятки человек, нужен талант рассказчика - сценариста, мастерство режиссера, глубина актерского погружения в образ. Есть ли сегодня в российской киноиндустрии подготовленные для этого кадры? Если нет, теплится ли надежда увидеть их в будущем? Об этом я спросила нескольких экспертов в области кинопроизводства. Наш знаменитый сценарист, юморист Аркадий Инин, много лет преподающий сценарное мастерство во ВГИКе, с порога огорчает.
“Уровень написания сценариев, сравнимого с советским периодом, не вернется никогда. Только что набрал курс магистров-сценаристов из 15 человек. И ни один из них не смог сказать, что такое Нюрнбергский процесс. Дело во всеобщей, абсолютной безграмотности, незнании истории. Это совершенно другое поколение. Но главное, они не испытывают неловкости от своего незнания. В прошлом выпуске у меня был студент Юра. Он принес мне сценарий комедии, хорошую комедию написал. НО! Там написано “..впереди увидели пирон..”. Я ему объясняю, как правильно пишется это слово. А он мне отвечает, что ошибки поправит редактор, главное, что мне понравился сам сценарий”. На мой вопрос о талантах из глубинки, мастер ответил, что “Шукшин сегодня не появится, потому что приехать для поступления в Москву или Питер из глубинки очень дорого”.
По мнению известного кинокритика Андрея Шемякина, современные деятели кино должны наследовать прежней кинокультуре. И здесь огромный ресурс кроется в кинообразовании, выездных семинарах, взаимообменах между представителями разных регионов и студий. И вот в этом ведущую роль играют кинофестивали. В том числе документального кино. Сегодня, по мнению Андрея Михайловича, важно обратить пристальное внимание на развитие такого жанра, как экранизация авторских мемуаров. Ведь именно через них зритель познакомится с позицией и жизнью известных деятелей искусства, науки, политики страны. Именно в них - и правда жизни, и личное отношение к происходящему, и летопись эпохи. “Кроме этого, пора подумать о принципиально новых сюжетах, конфликтах, героях. Для этого нужны опытные драматурги, чтобы показать молодым, как строить сюжет, чтобы зритель не оторвался. Но внести туда свои ритмы, свой стиль, свои отношения. И тогда всё сработает, - утверждает Андрей Шемякин. - Современное кино должно ответить зрителю на вопрос: Кто я такой? Вопрос не праздный! И если оно сделает это, зритель пойдёт в кинозалы”.
Быть может из Чука и Гека робко, неспешно уже рождаются современные российские герои не только на экране, но и в жизни. А вместе с ними растет поколение вдумчивых, грамотных, нравственно осмысленных сценаристов, режиссеров, актёров, которыми будут гордиться будущие поколения зрителей нашей многонациональной страны. И если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе. Специалисты хорошо знают, как бурно и интересно развивается сегодня региональное кино. Примером тому служат фильмы, снятые в Якутии, Татарстане, Бурятии. Постепенно выходят из небытия ученики школы Свердловской и Ялтинской киностудий, “Ленфильм” получает второе дыхание. Кинофестивали в разных уголках страны открывают дорогу талантливым дебютантам, впрыскивая в отечественную киноиндустрию новую молодую кровь.
Что и про кого станут снимать эти новые “властители дум”? Очевидно, что многие обратятся за героями к текущим драматическим событиям И возможно скоро мы увидим на экранах героев Гостомеля и Балаклеи. Ведь именно там сейчас можно найти героя - простого парня с нашего двора, которого всегда делала центром внимания советская и писательская, и киносценарная традиция. Давайте все вместе сделаем так, чтобы от самого общества шел мощный запрос на такие фильмы.
А Вселенную Марвел пусть Голливуд оставит себе. У нас есть свои прекрасные сказки.