На площадке «Уральской палаты недвижимости» специалисты Управления Росреестра по Свердловской области (далее - Управление) выступили с докладами в рамках обучающего курса «Основы земельного законодательства и загородная недвижимость», с целью повышения квалификации риэлторов.
Заместитель начальника отдела государственной регистрации недвижимости № 1 Управления Наталья Тришина рассказала порядок оформления прав граждан на земельные участки, напомнив слушателям положения Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», регулирующего «упрощенный» порядок регистрации прав собственности граждан на земельные участки.
«Чтобы зарегистрировать право собственности на земельный участок в «упрощенном» порядке, гражданину необходимо предоставить правоустанавливающие документы на земельный участок. Это может быть акт о предоставлении земельного участка, изданный органом местного самоуправления либо органом государственной власти; акт или свидетельство о праве гражданина на земельный участок, выданный уполномоченным органом в установленном законом порядке; выписка из похозяйственной книги о наличии права на земельный участок (в том случае, если земельный участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства)», - сообщила эксперт.
Также спикер отметила, что документами, устанавливающими (удостоверяющими) право гражданина на земельный участок могут являться нотариально удостоверенные договоры о предоставлении земельного участка в бессрочное пользование, решение суда. А инвентаризационные описи, документы о выплате членских взносов либо квитанции об уплате земельного налога не рассматриваются как документы-основания для регистрации права собственности на земельный участок. Домовая книга подтверждает лишь регистрацию в жилом доме по месту жительства.
Кроме того, Наталья Тришина акцентировала внимание слушателей на части 2 статьи 49 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости». Согласно этой статье возможна регистрация права собственности не только того гражданина, кому предоставлялся земельный участок, но и тех граждан, которые купили дом либо унаследовали, приобрели право собственности на здание, строение, сооружение, расположенное на этом земельном участке. Необходимо учитывать, что земельный участок должен быть предоставлен любому прежнему собственнику до введения в действие Земельного Кодекса РФ. Подтверждающим документом, который потребуется для регистрации права собственности, будет являться документ, указанный в части 1 статьи 49: акт о предоставлении земельного участка, свидетельство, договор, постановление, иной правоустанавливающий документ, по которому земля предоставлялась.
Прежде чем продать земельный участок, на него нужно зарегистрировать право собственности, причем с 01.01.2021 года госпошлина при обращении за регистрацией ранее возникших прав не взимается. Однако, если у собственника здания, который хочет его продать вместе с земельным участком, в правоустанавливающем документе на участок указан вид права - постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, гражданин сначала должен зарегистрировать за собой право собственности на такой земельный участок с оплатой государственной пошлины - 350 рублей, т.к. ранее возникшим правом будет постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, а не право собственности.
Также представитель ведомства добавила, что необходимо заблаговременно получать выписку из Единого государственного реестра недвижимости с актуальной информацией об отчуждаемом земельном участке, для грамотной подготовки к совершаемой сделке. Информация о любом объекте недвижимого имущества является общедоступной и может быть получена путем направления через многофункциональный центр (МФЦ)запроса о предоставлении выписки из ЕГРН об объекте.
В свою очередь, заместитель начальника отдела регистрации недвижимости в электронном виде и арестов ведомства Марина Казанцева рассказала слушателям об электронных сервисах Росреестра: «Электронные сервисы, в том числе Росреестра чаще всего используют бизнес-сообщества: застройщики, банки. И, конечно, среди граждан поднимается большой интерес к сервисам»,- отметила эксперт.
По ее словам, через электронные сервисы можно подать практически все документы в Росреестр на осуществление регистрационных действий. Это можно сделать как на сайте Росреестра, через личный кабинет, так и авторизовавшись на едином портале государственных услуг или с помощью веб-площадок, например, застройщиков или каких-либо других организаций.
Что для этого необходимо?
- Усиленная квалифицированная подпись (далее-УКЭП), так как все документы, которые предоставляются в электронном виде должны быть заверены УКЭП теми лицами, которые подписали документ на бумажном носителе.
Кроме того, спикер обратила внимание на то, чтобы зарегистрировать переход права в электронном виде, собственнику недвижимости необходимо заблаговременно обратиться в орган регистрации с заявлением о том, что он согласен на совершение регистрационных действий на основании документов, подписанных УКЭП. Это положение закреплено в статье 36.2. Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Отсутствие такой отметки в ЕРГН будет являться основанием для возврата документов без рассмотрения.
В ходе семинара эксперты Управления дискутировали со слушателями по вопросам общей долевой собственности, индивидуального жилищного строительства, земельного участка под многоквартирный дом и о многом другом. Также к семинару подключались слушатели дистанционно.