В государственном Эрмитаже открылась выставка "ОТМА и Алексей. Дети последнего Российского императора", посвященная детям Николая II.
- На выставке будут слезы, - предупредил во вступительном слове директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Очаровательная выставка, по его словам, страшна. Она хоть и не рассказывает о трагической гибели четырех девочек и мальчика в екатеринбургском подвале, но мы-то все знаем об их судьбе, сказал Пиотровский, напомнив, что пустое место в музейном пространстве тоже работает.
ОТМА - это семейная аббревиатура. Дочери императора - великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия, рожденные с разницей в два года, сложили вместе начальные буквы своих имен и подписывали так письма к родителям.
На выставке собраны более 270 экспонатов и представлены уникальные личные вещи и костюмы из собрания Эрмитажа: от распашонок до парадных придворных платьев. Здесь можно увидеть и игрушки, и военную форму цесаревича Алексея Николаевича, в том числе прошедшую через длительную реставрацию.
Трагический конец этой счастливой семьи делает каждую бытовую вещь эмоционально насыщенной, подчеркивает Михаил Борисович Пиотровский.
Кроме личных вещей и игрушек, на выставке можно увидеть книги, любимые игры царских детей и понять, какое им давалось воспитание и образование, как формировались индивидуальные черты каждого ребенка. Замечательные детали повседневной жизни детей дополняют архивные документы и фотографии, на которых, кстати, можно увидеть и представленные на выставке вещи. К экспонатам Эрмитажа присоединили свои предметы Государственный музей-заповедник "Царское Село" и Государственный архив РФ. Многие из вещей экспонируются впервые.
Хронологические рамки рассказа о царских детях - 1895-1914 годы.
Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа, академик РАН:
- Счастливая семья, у которой, кроме богатства и власти, есть удивительная атмосфера дружбы, благожелательности и радости быть вместе; семья, где ответственность сочетается с любовью.
Но рядом таится проклятие, всплывающее то в болезнях, то в своре "целителей".
Мы знаем о нем и поневоле будем искать его отражение в череде трогательных картинок и сценок.
Это еще - история русской культуры высшего и среднего класса с его вкусами и привычками, с гувернантками и учителями, книжками, игрушками и играми, с рисованием, с новыми развлечениями вроде фотографии и кинематографа.
Фотографий много, они прекрасны сами по себе и как символ новой эпохи с возможностями запечатлеть каждое мгновение жизни. Художественные игры и чудесные документы вместе с рисунками и дневниками, словно живыми, представляют нам этих обыкновенных/необыкновенных детей, умных и упрямых, веселых и грустных, насмешливых и серьезных, составляющих друг другу и своим родителям чудесную компанию. В этом счастливом возрасте они и остались неожиданно в мировой истории.
Эрмитаж и Зимний дворец хранят и берегут память о них и об их эпохе в постоянных экспозициях и многочисленных выставках в музее и вне его. Это один из образов России, приятный и нравоучительный для всех нас. Дети дают нам уроки истории.