Креативное мышление для учителя, управление вниманием детской аудитории, а также система наставничества в школе — эти и другие детали профессии педагога обсудили участники форума Знание.Учитель в Нижнем Новгороде.
1 июня в Нижегородском государственном педагогическом университете имени Козьмы Минина состоялись мастер-классы опытных экспертов для студентов педагогического университета. Мероприятие было организовано Российским обществом «Знание» в партнерстве с Академией Минпросвещения России и компанией VK.
С приветственным словом к участникам форума Знание.Учитель в Нижнем Новгороде обратился проректор по цифровой трансформации Мининского университета Кирилл Марков.
«Общество «Знание» широко известно своей правильной, полезной работой по сокращению дистанции между «тьмой» и «светом». Это замечательные, интересные просветительские, научно-популярные, организационные мероприятия, на которых делятся опытом самые топовые спикеры, большие специалисты в своей деятельности. И самое главное, что Общество «Знание» делает увлекательными для молодежи занятия наукой, образованием, просветительством», — подчеркнул Кирилл Марков.
Программа форума Знание.Учитель содержала выступления, посвященные навыкам и техникам, востребованным в современной педагогической деятельности.
Мастер-класс о креативном мышлении для учителя провел лауреат конкурса «Учитель года России — 2022» и победитель этого конкурса в специальной номинации от компании VK «За мастерство в использовании современных информационно-коммуникационных технологий», советник министра образования и науки Удмуртской Республики, амбассадор цифрового образования «Сферум» Артем Малинин.
В начале мастер-класса спикер обсудил влияние искусственного интеллекта на обучение детей и подчеркнул значение креативного мышления.
«Несмотря на все успехи развития нейросетей, очевидно, что они креативным мышлением владеют слабо или не владеют вовсе. И в этом смысле навык креативного мышления становится конкурентным преимуществом и самих педагогов, и наших учеников, воспитанников. Креативное мышление — это, бесспорно, ценность в обществе, в котором участие нейросетей будет лишь увеличиваться», — подчеркнул Артем Малинин.
В рамках мастер-класса спикер предложил студентам ряд упражнений, которые применимы для развития креативного мышления учеников и самих педагогов. Например, упражнения, в ходе которых ученику нужно дорисовать картинку, придумать необычное применение стандартному предмету — мелу или микрофону. Или упражнение по разработке новых знаковых систем — в своей практике Артем Малинин применяет его, работая с учениками на контурных картах и создавая новые условные обозначения. Делая акцент на этих заданиях, наставник разобрал яркий исторический пример — созданные в XIII веке новгородским мальчиком Онфимом рисунки, дошедшие до наших дней на берестяных грамотах.
Артем Малинин также рассказал о разработанной советским ученым Генрихом Альтшуллером теории решения изобретательских задач, основанной на ней ТРИЗ-педагогике и предложил студентам несколько упражнений из этой системы. Упомянул о литеральном мышлении, методологии Craft. По словам наставника, в зависимости от класса, темы, предмета могут быть использованы разные методики и упражнения.
Секреты ораторского мастерства молодым специалистам раскрыла телеведущая, продюсер, педагог по ораторскому мастерству и публичным выступлениям, эксперт Школы Первого канала Ангелина Грохольская. Под ее наставничеством студенты осваивали самопрезентацию, важную для начинающих педагогов в работе с детьми, родителями, в общении с коллегами. Изучали тонкости владения вниманием детской аудитории, работали с интонацией, разрабатывали свой стиль публичного выступления и преподнесения материала.
Сооснователь и креативный директор Гимназии № 210 «Корифей» в Екатеринбурге, почетный работник общего образования России, амбассадор цифрового образования VK Мария Калужская раскрыла на форуме тему «Наставничество и адаптация в педагогической практике». Спикер несколько десятилетий работает в школе и с энтузиазмом поделилась своим опытом со студентами педагогических вузов. Эксперт рассказала об организации наставничества в образовательном учреждении, разобрала частые ошибки, которые могут допустить педагоги-наставники. Затронула тонкости адаптации молодых учителей и учеников к школе, объяснила большое значение наставников в этом процессе.
Геймификацию образовательного процесса как обязательный элемент современного обучения изучили студенты на мастер-классе управляющего партнера компании Center-Game и проекта Preinc, эксперта Академии Минпросвещения России, лидера рабочей группы национальной технологической инициативы 2035 EduNet Павла Аваняна. Актуальные игровые методики, позволяющие увлечь детей любого возраста, игровые инструменты для эффективного усвоения знаний, а также современные обучающие платформы представил Павел Аванян.